17 февраля в белорусской столице прошло заседание по экономическому и торговому сотрудничеству между Литвой и Беларусью, на котором были озвучены итоги растущего взаимодействия между двумя странами. Одной из самых актуальных проблем осталось скопление людей и очередей на пограничных пунктах.
Представитель из белорусского Министерства экономики подчеркнул, что существует значительная проблема очередей на границе, несмотря на то, что Литва входит в двадцатку стран с наиболее простым механизмом по торговле и логистике в мире. Данная проблема требует обсуждения и непременного решения для упрощения перевозки товаров. Как вариант решения рассматривалось введение временных ограничений прохождения границы, как и на железнодорожном маршруте Минск-Вильнюс.
Следует также учитывать тот факт, что из функционирующих трех тысяч в Беларуси совместных фирм 570 сотрудничают с ближним зарубежьем, а именно с Литвой. То есть совместное дело с литовской стороной и представляет основную часть европейского бизнеса.
Представители литовской стороны также подчеркнули стабильный рост оборота товаров и услуг между двумя странами за последние 5-10 лет, к тому же наблюдается существенный рост инвестиций.
По сути, Литва является мостиком, связывающим Европейский и Таможенный союзы. В 2013 году Литва оказалась на восьмой позиции по объему обмена товаров среди белорусских партнеров и на пятой по вывозу белорусской продукции за границы Таможенного союза. За прошедший год Литва инвестировала в экономику Беларуси около 180 миллионов долларов. На будущее запланировано к осуществлению еще 15 значительных проектов с объемом вложений 650 миллионов условных единиц. Существенно поднялся показатель покупаемых и продаваемых между государствами услуг – на 20 процентов.
Литовское консульство зафиксировало значимый рост количества белорусских туристов в Литве – 450 тысяч, что эквивалентно росту на 30 процентов. Растет и число выдаваемых литовских виз. Также Литва рассчитывает на расширение совместных проектов в научной и образовательной сферах.
Представитель из учреждения по транспорту и коммуникаций в Литве подчеркнул, что на международном рынке конкуренцию составляют не государства, а цели поставок, и именно Беларусь и Литва способны стать особым звеном в цепочке логистики между Востоком и Западом. Стабильность связей между ними определяет экономическое благосостояние государств.