Данный год для туризма будет трудным, но не безынтересным. Рынок туристических услуг отдален от пессимистического настроя, так как не все произошедшее влечет за собой негативные результаты. Можно отметить пять новшеств, которые окажут влияние на развитие туризма в этом 2015 году.
Первое. Появление визовых центров и сбор биометрических данных на Шенгенские визы
Обеспокоенность туристических фирм по поводу нововведений, касающихся виз Шенген, несравнимо с кризисом, приведенного во втором пункте перечня. Настороженность связана с появлением визовых центров в Беларуси, которые вряд ли оправдают ожидания организованного туризма. К данному выводу турфирмы пришли в результате работы с испанским визовым центром, который не справился с обработкой документов на Шенгенские визы туристических компаний по техническим причинам. В настоящее время туристические компании пытаются закрепить за собой прежнюю форму работы, маневрируя между посольствами и новыми визовыми центрами. Не особо воодушевляет сбор биометрических данных на получение Шенгенской визы, для чего необходимо личное присутствие заявителя. Все это окажет прямое влияние на объем обрабатываемых документов и скорость работы, результат выдачи виз Шенген белорусам и, конечно, на поток обращающихся в туристические компании.
Второе. Резкое снижение доходов белорусов
Похоже, что данное снижение доходов граждан нашей страны не ограничится коротким временем. К сожалению, прежний режим экономического развития страны в кризисном состоянии, а новый пока не придуман. С этим связано «планирование в никуда», которое ощущают все слои населения. Страдает и средний класс белорусского населения, который является основным потребителем туристического сектора услуг. Сфера туризма чувствительна к этим процессам. Например, даже автооператоры, предлагавшие люксовые услуги, задумались о переходе на более дешевые варианты туров с ночными переездами, дешевыми отелями и т.д. Что же делать бывшим «крымским» туристам, которые и так лишились отдыха в прошлом году. А их количество достигает несколько сотен тысяч белорусов. Это станет еще одним годом без отпуска или выбор падет на относительно недорогой отдых в Болгарии.
Третье. Появление новых туров
Конечно, появление новых туров переделает рынок туристических услуг. Направление в Тунис, скорее всего, переманит ряд клиентов, ранее выбиравших Турцию, Египет или Болгарию. Интересно, что станет с греческим направлением в связи с появлением недорогих туров в Афины. Вряд ли получится заполнить направления по ряду греческих островов.
Четвертое. Жесткая конкуренция турфирм
Несмотря на все сложности в экономике, конкуренция среди туристических компаний обещает быть жесткой, как между направлениями, так и между компаниями. Борьба как в России в туризме в нашей стране вряд ли реальна. По ценовому критерию, скорее всего, будут конкурировать Болгария, Черногория и Турция. Мало допустимо, что возможно возрастание объемов рынка, следовательно, делиться будут прежние предложения. Тому, кто не способен конкурировать по ценам на рынке, будет не просто.
В условиях конкуренции туристические компании стараются предложить свои услуги по разрабатываемым годами направлениям. Бывает, что их предложения выглядят странным образом в том смысле, что новые направления предлагаются достаточно дорого. Время покажет, насколько проявят себя в покупке туристических продуктов туристы, которым ничто не мешает для поездок.
Пятое. Снижение ценности Евро
По сравнению с остальными событиями, данное событие видится как положительная тенденция. Понижение курса Евро удешевляет стоимость европейских туров по сравнению с теми, которые рассчитываются в долларах. Привычка белорусов, просчитывать все в долларах, делает более привлекательными туры в Грецию, Испанию и Италию в настоящее время. В предыдущие годы данные туристические направления расценивались как более дорогие. Тем не менее, финансовые траты на получение виз Шенген для белорусов остаются.